Выучить стих пушкина няне

Закрыть ... [X]


А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны
Цели урока:
- познакомить с некоторыми фактами биографии А.С.Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
- развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения;
- обучать приемам целостного анализа текста лирического произведения;
 Ход урока:
1.Объявление темы, целей урока.
Наше сегодняшнее занятие  посвящено удивительной женщине, которую, по утверждению Марины Цветаевой, Пушкин любил больше всех женщин на свете, которую великий поэт называл “мамушкой”; которой он посвятил столько нежных поэтических строк, - оно посвящено любимой няне Александра Сергеевича – Арине Родионовне.

Сегодня мы попытаемся восстановить историческую справедливость: прочитать судьбу одного из самых родных и духовно близких Пушкину людей, его ангела-хранителя, “наперсницы волшебной старины”; той, что воспитала, взлелеяла в Пушкине его русскую душу, его русский дух; той, что открыла для Пушкина удивительный мир русской народной культуры, ибо этот мир, по утверждению биографов великого поэта, “был известен ей как нельзя короче”.
2.Вступительное слово учителя
Арина Родионовна Яковлева родилась 10 апреля 1758г в деревне Суйда Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. Через год деревня отошла новому владельцу Абраму Петровичу Ганнибалу, прадеду Пушкина. В двадцать три года ее выдали замуж за крепостного Федора Матвеева, который был на семь лет моложе ее. В их семье было четверо детей: два сына и две дочери.

20 декабря 1797 года в семье Сергея Львовича Пушкина родилась дочь Ольга, и Арину Родионову взяли к ней няней. Няня сразу привязалась к Ольге.  Она даже отказалась от вольной, когда бабушка А.С. Пушкина предложила освободить ее семью от крепостной зависимости.
Когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин, Арина Родионовна стала и его няней.

Описание внешности Арины Родионовны не сохранилось, кроме кратких : “Это была старушка чрезвычайно почтенная – лицом полная, вся седая”.

Где бы ни жила няня, в ее доме все было простое, русское, деревенское, уютное. Старинные сундуки,лавки, в красном углу, “под святыми”, стол, покрытый домотканой скатертью, жужжащее веретено. На комоде заветный ларец няни. В светлицу няни Пушкин приходил, когда ему было особенно одиноко. Сюда он шел отдохнуть, послушать ее чудесные сказки.
 Ты детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила,- писал Пушкин в стихотворении «Наперстница волшебной старины».
Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Арина Родионовна надолго рассталась с маленьким Пушкиным, когда его увезли в 1811 году в Петербург и определили в Царскосельский лицей. Время от времени они встречались после этого в короткий петербургский период жизни Пушкина, но потом его сослали на юг, и няня не виделась с Александром Сергеевичем в течение четырех лет. Сблизили их годы Михайловской ссылки поэта. В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике. В этой “ветхой лачужке” Пушкин создавал свои гениальные произведения, отсюда он писал друзьям.

 «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!» - так писал он в ноябре 1824 года своему брату Льву.

Пушкин записал в Михайловском со слов няни семь сказок. Одна из них послужила материалом для “Сказки о царе Салтане”, другая – для “Сказки о попе и о работнике его Балде”, третья – для “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”. Одну запись Пушкин передал поэту Василию Андреевичу Жуковскому, который использовал ее для своей сказки о царе Берендее.

Легко догадаться, как была напугана Арина Родионовна, когда двадцать седьмого августа 1826 года Пушкина внезапно по приказу Николая I, не дав толком собраться, увезли в Псков, а оттуда в Москву. Дельвиг словно догадался об этом. Он писал Пушкину: “Душа моя, меня пугает положение твоей няни. Как она перенесла совсем неожиданную разлуку с тобой?” Не очень-то бодро перенесла. Дворовый Петр Парфенов вспоминал: “Арина Родионовна растужилась, навзрыд плачет”. И сам Пушкин, уезжая из Михайловского в Москву, волнуется и пишет в 1826 году “Няне”.

В начале ноября 1826 года Пушкин снова был в “своей избе”, как любил он называть Михайловское.

Может быть, Анна Петровна Керн не столь уж преувеличивала, когда утверждала, что поэт никого “истинно не любил, кроме няни и сестры”.

После отъезда из Михайловского в 1827 году Пушкин получает письма няни, написанные под ее диктовку неизвестным малограмотным обитателем Михайловского.

Арина Родионовна:

«Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь поздравить вас с прошедшим новым годом и с новым сщастьем… Вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Прощайте, мой батюшка,Александр Сергеевич. За Ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек,хорошенько, самому слюбится. Я слава богу здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».

Когда Ольга Сергеевна Пушкина (в замужестве Павлищева), сестра поэта, выходила замуж, как хозяйку дома и доброго духа семейства Пушкиных, взяла она к себе из деревни Арину Родионовну. В доме Павлищевых, недолго поболев, няня и умерла 31июля 1828 года.

Память о няне никогда не оставляла поэта. В альманахе “Северные цветы” 1830 года помещен “Зимний вечер”, с которого начинается теперь выучить стих пушкина няне литературное образование каждого русского читателя. В восьмой главе “Евгения Онегина” он вместе со своей любимой героиней вспомнил “крест и тень ветвей над бедной нянею моей”. Старая нянька Дубровского Орина Егоровна писала письма, удивительно похожие на те, что продиктовала когда-то в Михайловском Арина Родионовна. В 1830 году, перед женитьбой, Пушкин заехал в Захарово, где так и жила с давних пор дочь Арины Родионовны Марья. Он был невесел, прощался с прежней жизнью, вспоминал няню.

“ Так вот кто первая вдохновительница, первая Муза этого великого поэта, это няня, это простая русская деревенская баба!.. Точно припав к груди матери-земли, жадно в ее рассказах пил он чистую струю народной речи и духа. Да будет же ей,няне, и от лица русского общества вечная благодарная память!” – писал Иван Сергеевич Аксаков.


 3.Анализ стихотворения
Сегодня мы рассмотрим стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется «Няне», научимся приемам анализа стихотворения, подготовим текст письменного высказывания об этом стихотворении.
 

Выразительное чтение учителем стихотворения «Няне»

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе.......

1826
Какими красками вы бы передали настроение стихотворения?
-Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами.
Каким настроением пронизано это стихотворение?
- Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение?
- В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.
Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.
Анализируя лирическое произведение, будем помнить, что лирический геройличность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Лирический герой близок автору, но нельзя отождествлять эти понятия.
Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно.
Поэтому жанр стихотворенияпослание.
Читая стихотворение далее, мы рисуем в своем воображении ряд картин.
Представьте, что вам нужно проиллюстрировать это стихотворение. Сколько иллюстраций у вас получится?
 Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.строки рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.
Глядишь в забытые вороты
 На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.- кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль.
 То чудится тебе…-возможно, няне видится ее воспитанник, ее любимец, спешащий к ней.
Таким образом, мы разделили стихотворение на части, то есть определили композицию.
1 часть- обращение лирического героя к няне.
Строки 2 части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов
В 3 части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая ее переживания и душевные движения: она горюет под окном своей светлицы, подходит к воротам, вслушивается, не звучит ли колокольчик, не едет ли кто-нибудь…вглядывается вдаль…
В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия – об этом 4 часть стихотворения.
Как же, с помощью каких средств переданы в стихотворении чувства лирического героя и няни?
Обобщим наблюдения, составив связное высказывание по плану

 


Пункты плана


Примерные речевые конструкции


1. Автор и название стихотворения


 


2. Тема стихотворения (о чем стихотворение?)


…поэт изображает…
…перед читателем возникает образ…
 

3. Настроение стихотворения

…пронизано настроением…
Настроение меняется на протяжении стихотворения…


4. Композиция
( Как построено стихотворение? На какие части можно его разделить? О чем каждая часть?)
5. Какие картины вам представляются?
6. Какие приемы использует автор?
( метафора, эпитет, олицетворение, лексические повторы, употребление слов определенной части речи и др.)


Стихотворение можно разделить на..части…
 

 

 

 

 

Строки рисуют…
Мне видится…
Для создания настроения автор использует…
С помощью … поэт дает нам возможность увидеть…
…создают образ…
…помогают представить…


7. Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?


Лирический герой этого стихотворения представляется мне…


8. Какие мысли и чувства автор хотел донести до читателя?( идея стихотворения)


В стихотворении автор выражает мысль о…
Основная мысль стихотворения…
Идея произведения…


9. Личные впечатления от стихотворения.


Читая стихотворение, я восхищался…
Меня взволновало…
…остаются в памяти…


Учащиеся готовят устное высказывание по предложенному плану.
4.Домашнее задание : выучить стихотворение «Няне».


Источник: http://svb-literatura.webnode.ru/news/a-s-pushkin-stikhotvorjenije-njanje-/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



А.С. Пушкин. Стихотворение Няне : Игра в классики - Сценарий нового года на хуторе близ диканьки

Выучить стих пушкина няне Выучить стих пушкина няне Выучить стих пушкина няне Выучить стих пушкина няне Выучить стих пушкина няне Выучить стих пушкина няне Выучить стих пушкина няне Выучить стих пушкина няне Выучить стих пушкина няне

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ