Стих для глаголов исключений по спряжению


Разделы: Начальная школа

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • отработка и закрепление общих понятий (закрепление ранее изученного);
    • проговаривание изучаемых алгоритмов (умение выбрать и доказать различными способами написание безударных окончаний глаголов через побуждающий диалог и продуктивное (творческое) задание).
  • Развивающие:
    • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность.

Оборудование: план, доска, сигнальныекарточки (цветные и карточки спряжений),стихотворные способы запоминания (зрительныеопоры), карточки с заданиями.

Доска:

Классная работа

ат, ят ут, ют

отв . рить – вaрка;
отт . чить – тoчит;
отб . жать – бег;
отн . сти – нёс.

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

Брить

1-ое спряжение

Стелить

11 глаголов исключений: 7 -еть, 4 -ать

смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть
гнать
дышать
держать
слышать
Смотр . твид . т:

дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

К морю лишь подх . т он.

Вот и слыш . т, будто стон…

Неопр.форма 2 л. ед.ч. 3 л. множ.ч.

подходить
слышать
смотреть
видеть

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания (ат, ят; ут, ют)

3. Словарная работа

– Кто о себе так заявляет?

Что без меня предметы?
Лишь названия. А я приду –
Всё в действие придёт – летит ракета,
Люди строят здания, цветут сады,
И хлеб в полях растёт.

– Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву.Проверьте ударением.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

отв . рить – вaрка
отт . чить – тoчит
отб . жать – бег
отн . сти – нёс

– Где находится безударные гласные? (В корне).

– К какой части речи относятся записанныеслова? (Глаголы).

– Что называется глаголом? (Обозначаетдействие предмета; является главным членом впредложении; отвечает на вопросы: “что сделал”,“что делает”, “что будет делать”).

– Чем похожи эти глаголы? (По структуресловообразования). Перечисли их общие черты.

– А ещё? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив).

– Что это за форма глагола? Какова её роль?

1) инфинитив + “буду” = будущее время;

2) выражает эмоции и чувства (любить,негодовать, страдать, реветь);

3) при определении безударного личногоокончания глаголов можно перепутать и: -ить (II), -еть (I).

4. Постановка проблемы

– Прочитаем стихотворение-шутку:

Чтобы курицу соседки
Чисто наголо побрить,
Надо бы на табуретке
Две салфетки постелить.

– В этом стихотворении опора сделана наглаголы неопределённой формы.

(2 ученика работают у доски. Изменяют данныеглаголы по лицам. Остальные ученики работают втетрадях. Карандашом выделяют окончанияглаголов).

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

побрить

побреешь

побреют

постелить

постелишь

постелят

  

побреишь

побреят

  

постелешь

постелют

– Закончили? Проведём самопроверку поправилам.

5. Открытие детьми темы урока

– Почему задание похоже на предыдущее, а ответыразные? Почему вы сразу не справились? Вы жепользовались ранее изученным алгоритмом. Значит,это особые слова, особые глаголы, которые неподчиняются этим правилам, т.е. это – исключенияиз правил.

– Возвращаемся к теме урока: Глаголы-исключения.

6. Знакомство с правилом

– Прочитаем отрывок из произведения А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане”. Проверимбезударные окончания глаголов.

К морю лишь подхoд . т он,

Вот и слыш . т, будто стон…

Смотр . твид . т: дело лихо,

Бьётся лебедь средь зыбей…

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

Неопределённая форма

2 лицо, единственное число

3 лицо, множественное число

подходить

подхoдишь

подходят

смотреть

смотрешь

смотрят

           

-ишь

-ют

слышать

слышет

слышут

видеть

Видешь

видят

  

-ит

-ат

  

-ишь

-ют

– Проведём самопроверку по правилам.

– Закончили? Кто хочет высказаться? (Разбросмнений).

– Как мы уже говорили, существует 11 глаголовисключений II спряжения:

7 глаголов на -еть

4 глагола на -ать

смотреть
видеть
ненавидеть
терпеть
обидеть
зависеть
вертеть

гнать
дышать
держат
слышать

7. Физкультурная пауза

– Закрываем глаза, заучиваем.

(Заучивание. Работа в парах. Взаимопроверка –1 и 2 варианты).

Помощь в стихах

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “ ” – спрягать нельзя.

– В этих глаголах мы пишем лишь: “ (тывидишь, он видит и видят они)

Весёлые рифмы

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

8. Первичное закрепление

Комментированное письмо (сигналки I иII спряж.):

Тихо в лесу. Перелетают с дерева на деревопугливые рябчики.
Смело бежит волк по знакомому следу.
Хорошо знает он дорогу в своё логово.
Сидит на голом суку головастый совёнок.
Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышитмалейший шорох и хруст.

Рассуждение по алгоритму:

А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.

9. Зрительная гимнастика (5 минут).

10. Этап закрепления. Обратная связь (проверкапо цветным сигналкам).

Сигналки

Зелёного цвета: Глаголы 1-го спряжения легкоотличить от глаголов 2-го спряжения только тогда,когда их личные окончания стоят под ударением (несeшь,говорuт, бежuшь, бредeшь, идyт, спешaт и т.д.).

Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание,
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание
Под ударением –
Легко ты узнаешь,
Какое спряжение.

Жёлтого цвета: Будь осторожен! (Не спутай и ).

Если у глагола безударное личное окончание, тоего надо поставить в неопределённую форму.

-итьII ()
-ат, -ят -етьI ()
-ут, -ют

(I – собира . т, темнее . т, вян .т, дикту . т ( ); II – корм . т, крас .т ( )).

Красного цвета: Глаголы исключения (11глаголов): Слышать, видеть, ненавидеть, гнать,держать, дышать, зависеть, обидеть, терпеть,вертеть, смотреть.

Работа по цветным карточкам

ударные: несe'шь
говорu'шь
бежu'шь
спешa'т
пою'т
иду'т
бредe'м безударные: кo'рмит
собирa'ют
крa'сит
дикту'ет
вя'нет исключения: дышит
слышит
видишь
терпит
стелешь
бреешь

11. Повторение изученного

– А теперь поработаем в группах:

Кроссворд Впишите в клетки глаголы внеопределённой форме, соответствующие следующимглаголам 1-го лица, единственного числа:

– Какое слово получилось в выделенной колонке? (Исключения).

12. Итог урока.

  • Какова была тема урока?
  • С какой проблемой столкнулись?
  • Глаголы-исключения 1-го спряжения.
  • Глаголы-исключения 2-го спряжения.
  • Почему эти глаголы являются исключениями?
  • Как у них определить спряжение?

Способ запоминания

Я пришёл из школы,
Я учу глаголы,
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел! …
Открываю, наш сосед
(он живёт под нами)
Не причёсан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит: “Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?”
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…

В. Воскобойников

– Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы,соседи от вас не пострадают.

13. Домашнее задание:

1. Выучить глаголы исключения (по памятке);
2. написать небольшое сочинение о глаголахисключениях или сочинить свои стихи.


Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/503245/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Стих про спряжения глаголов стих про спряжения глаголов - Стих бегу к тебе лечу

Стих для глаголов исключений по спряжению Стих для глаголов исключений по спряжению Стих для глаголов исключений по спряжению Стих для глаголов исключений по спряжению Стих для глаголов исключений по спряжению Стих для глаголов исключений по спряжению Стих для глаголов исключений по спряжению Стих для глаголов исключений по спряжению

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ